Демоническая женщина

113811Все были в восторге, когда на сцене нашего театра показалась Касандра (Смотреть спектакль)

Жизненный план. Она осознает власть, которую имеет над людьми, и использует ее, хотя она и не в состоянии управлять ею (в структурном отношении эта власть исходит от ее Маленького Профессора и от Ребенка при полном безучастии Взрослого). Она сражается со Взрослыми мужчин и с их Критическими Родителями, используя свои тайные колдовские возможности, но не имея при этом Взрослой стратегии борьбы. Несмотря на то что ей нравится быть женщиной, она соревнуется с другими представительницами своего пола и предпочитает действовать индивидуально, не сотрудничая с ними. Она считает, что отличается от других женщин, так как имеет «особенную власть» над людьми. Она привыкла сражаться, будучи в подчиненном положении. Она тревожна, ее посещают паранойяльные мысли, а другие люди считают ее нервной и «кастрирующей». Когда она злится, то любит поскандалить, особенно с мужчинами. Ее излюбленная роль — Преследователь, и она всегда готова к бою.

Она проводит много времени, читая о мистицизме, колдовстве и астрологии. Когда она не получает от человека то, что хотела, она отыгрывается, «наслав порчу» или распуская сплетни о нем. Когда она кем-то недовольна, она создает напряженность между этим человеком и кем-нибудь еще, наговаривая им друг на друга (см. гл. 4, «Колдовство»), формируя у обоих паранойяльные мысли и косвенно раздувая конфликт.

В конце концов она остается одна против всех, полная мстительных чувств, так как ей не удалось получить от жизни то, чего она хотела. Она использовала свои возможности для того, чтобы создавать проблемы другим и себе, вместо того чтобы пустить свою энергию в «мирное русло», то есть на достижение своих жизненных целей.

Контрсценарий. Создается впечатление, что она получила то, к чему стремилась, когда она работает секретарем и насылает порчу на своего босса, которого презирает. Ему становится все более неуютно рядом с ней, и наконец он ее увольняет в награду за все усилия, которые она приложила, чтобы подорвать его доверие и его авторитет. Она понимает, что ее сила деструктивна: когда она ее применяет, ее жизнь не улучшается, ей не удается создать рабочую ситуацию, в которой она бы чувствовала себя на равных с другими людьми.

Запреты и предписания:

  • не доверяй;
  • не будь близка с людьми;
  • ты не такая, как все (особенная).

Решение. Когда она была маленькой, она решила, что нельзя прямо просить то, чего она хочет, от папы с мамой. Зато она научилась незаметно манипулировать ими, чтобы получить желаемое, и поняла, что самый подходящий для этого маневр — заставить их поссориться.

Мифическая героиня. Она любит читать о волшебниках и цыганах. Ее любимое телевизионное шоу — «Зачарованная» — рассказывает о Саманте, домохозяйке, которая на самом деле является ведьмой.

Телесный компонент. Она худенькая и напряженная. Она отращивает очень длинные ногти, у нее бывают бессонница и кошмарные сны.

Игры:

Подерись с ним. нажмите, чтобы прочитать описание
Тезис. Это может быть маневр, ритуал или игра. Во всех случаях психология – специфически женская. Вследствие своего драматического характера ПСН лежит в основе значительной части мировой литературы, как хорошей, так и дурной. 1. Как маневр, это романтично. Маневрами или прямым вызовом женщина доводит двух мужчин до борьбы, подразумеваемое условие которой состоит в том, что она отдастся победителю. Когда состязание завершается, она выполняет свое обязательство. Это честная сделка, заключаемая в предположении, что в дальнейшем партнеры будут всегда счастливы. 2. Как ритуал, это трагично. Обычай требует, чтобы двое мужчин за нее боролись, даже если она этого не хочет или уже сделала выбор. Если побеждает не тот, кого она хочет, она все равно вынуждена взять его в мужья. В этом случае инициатором ПСН является не женщина, а общество. Если для женщины такое состязание желательно, то сделка честна. Если нет, или если она разочарована исходом, у нее может оказаться широкое поле для игр вроде «Давай надуем Джоуи». 3. Как игра – это комично. Женщина устраивает состязание, и пока двое мужчин из-за нее дерутся, удирает с третьим. Для нее и ее партнера внутреннее и внешнее психологические преимущества вытекают из позиции, что честное соревнование существует для простаков; пережитая ими комическая история составляет основу для внутреннего и внешнего общественных преимуществ.
Попался, сукин сын. нажмите, чтобы прочитать описание
Тезис. В классической форме тезис этой игры проявляется в покере. Пусть, например, Уайту достаются четыре туза. Если он игрок в ПСС, то в таких условиях хороший покер или денежный выигрыш представляют для него второстепенный интерес. Главный же интерес игры для него в том, что Блэк находится в его полной власти. Предположим, далее, что Уайту требуется установить какое-нибудь водопроводное оборудование. Перед тем, как водопроводчику разрешается приступить к работе, Уайт тщательно проверяет с ним предстоящие расходы. Цена устанавливается с условием, что дополнительных трат не должно быть. Когда водопроводчик предъявляет счет, он прибавляет к нему несколько долларов за вентиль, который пришлось установить сверх сметы – примерно четыре доллара при общей стоимости работы в четыреста. Уайт приходит в ярость, звонит водопроводчику и требует объяснений. Водопроводчик не уступает. Тогда Уайт пишет ему длинное письмо, критикующее его бесчестное, неэтическое поведение, и отказывается оплатить счет, пока дополнительный расход не будет вычеркнут. В конце концов водопроводчик сдается. Не так уж трудно обнаружить, что Уайт и водопроводчик разыгрывают игру. В ходе переговоров они оценили возможности друг друга. Водопроводчик делает свой провокационный ход, представив счет. Поскольку он дал Уайту обещание, он, конечно, неправ. Поэтому Уайт чувствует себя вправе излить на него почти беспредельный гнев. Вместо переговоров в достойной манере, как того требуют принятые им Взрослые стандарты поведения, допускающие в таком случае лишь некоторые невинные выражения досады, Уайт пользуется возможностью подвергнуть всеобъемлющей критике весь образ жизни водопроводчика. На первый взгляд их спор происходит между Взрослыми и кажется законным деловым конфликтом по поводу обусловленной денежной суммы. На психологическом же уровне это спор Родителя со Взрослым: Уайт использует свою мелочную, но общественно неуязвимую претензию (позицию), чтобы излить на своего злокозненного оппонента годами сдерживаемую ярость, точно так же, как это сделала бы в подобном случае его мать. Он сразу же подметил стоящую за этим собственную установку (ПСС) и понял, какое тайное наслаждение доставила ему провокация водопроводчика. Затем он вспомнил, что всегда, начиная с раннего детства, он искал подобные несправедливости, принимал их с удовольствием и использовал с такой же энергией. Во многих случаях он забыл уже, в чем, собственно, состояла провокация, но запомнил во всех подробностях последовавшее затем сражение. Что касается водопроводчика, то он, по-видимому, разыгрывал некоторый вариант игры «Почему мне всегда не везет?» (ПМВНВ). ПСС – игра с двумя игроками. Ее следует отличать от «Ну не ужасно ли?» (ННУЛ). В игре ННУЛ действующий участник ищет несправедливостей, чтобы жаловаться на них третьему лицу, так что число участников равно трем: Агрессор, Жертва и Поверенный. ННУЛ разыгрывается под лозунгом «Беда не приходит одна». Поверенный – обычно тоже человек, разыгрывающий ННУЛ. ПМВНВ также игра с тремя участниками, но в этом случае действующий пытается обосновать свое превосходство в несчастьях и негодует, наталкиваясь на соперничество других несчастных. Существует коммерческая профессиональная форма ПСС – игра с тремя участниками под названием «Шантаж». Она может разыгрываться также с двумя участниками, как более или менее утонченная супружеская игра. Антитезис. Наилучший антитезис – корректное поведение. Договорная структура отношений с игроком в ПСС должна быть явно и подробно сформулирована при первой же возможности, а затем следует в точности соблюдать установленные правила. Например, в клинической практике вопрос об оплате пропущенных приемных часов или о прекращении лечения должен быть четко оговорен с самого начала; должны быть приняты дополнительные предосторожности против ошибок в расчетах. Если возникает непредвиденное недоразумение, антитезис состоит в том, чтобы вежливо уступить без спора, в ожидании времени, когда терапевт будет в состоянии справиться с игрой. В повседневной жизни отношения с игроками в ПСС всегда представляют рассчитанный риск. С женой такого игрока надо всегда обращаться вежливо и корректно; следует избегать даже самых невинных форм флирта, галантности или небрежности, особенно в тех случаях, когда супруг их, по-видимому, поощряет.
Скандал. нажмите, чтобы прочитать описание
Тезис. В классической форме эта игра разыгрывается между доминирующим отцом и дочерью-подростком при наличии сексуально подавленной матери. Отец, придя со службы, придирается за что-нибудь к дочери, на что дочь отвечает дерзостью; или же дочь делает первый шаг какой-нибудь выходкой, после чего отец начинает придираться. Голоса повышаются, столкновение становится все более резким. Исход зависит от того, кому принадлежала инициатива. Имеется три возможности: а) отец удаляется в свою спальню, хлопнув дверью; б) дочь удаляется в свою спальню, хлопнув дверью; в) оба удаляются в свои спальни, хлопнув дверьми. В любом случае окончание игры в «Скандал» отмечается хлопаньем двери. «Скандал» представляет собой прискорбное, но эффективное решение сексуальных проблем, возникающих в некоторых семьях между отцом и подрастающей дочерью; часто они могут проживать в одной квартире лишь при условии, что сердиты друг на друга, а хлопанье дверьми подчеркивает для каждого из них тот факт, что у них отдельные спальни. В вырожденных семьях эта игра может принять мрачную и отталкивающую форму: отец поджидает дочь, ушедшую на свидание, а после возвращения тщательно осматривает ее и ее одежду, чтобы убедиться, что у нее не было сношения. Малейшее подозрительное обстоятельство может привести к яростной ссоре, в завершение которой дочь может быть выгнана из дому посреди ночи. Со временем природа берет свое – не в этот вечер, так в другой. Тогда подозрения отца «оправдываются», о чем он сообщает матери, «беспомощно» присутствующей при всех этих событиях. В общем случае «Скандал» может разыгрываться любой парой, желающей избежать половой близости. Он служит, например, обычной завершающей фазой «Фригидной женщины». Относительно редок «Скандал» между мальчиками-подростками и их женскими родственницами, потому что подростку легче вырваться из дому в вечернее время, чем другим членам семьи. В более раннем возрасте драки позволяют братьям и сестрам устанавливать между собой эффективные барьеры и получать частичное удовлетворение; эта игра, по-разному мотивируемая в зависимости от возраста, стала в Америке полуритуальной формой «Скандала», санкционированной телевидением, педагогическими и педиатрическими авторитетами. В высших слоях английского общества это считается (или считалось) дурным тоном; соответствующая энергия направляется в русло легко управляемого «Скандала» на спортивных площадках. Антитезис. Эта игра не так противна отцу, как он хотел бы думать; обычно антитезис приходит со стороны дочери в виде раннего, часто преждевременного или вынужденного замужества. Если это психологически возможно, антитетический ход может сделать и мать, отступив от своей относительной или абсолютной фригидности. Игра может сойти на нет, если отец находит сексуальный интерес на стороне, но это может вызвать другие осложнения. В случае супружеских пар антитезис тот же, что в играх «Фригидная женщина» и «Холодный мужчина».

Роль терапевта, предусмотренная сценарием. Из-за ее необычного поведения и мыслей он ставит ей диагноз «шизофрения» и прописывает торазин. Это приводит ее в бешенство, и в результате он отказывается работать с ней, потому что боится ее.

Антитезис. Прежде всего ей придется отказаться от своей доминирующей позиции «Я в порядке, Ты не в порядке» и согласиться стать членом человеческого сообщества. Ей важно принять решение сотрудничать с другими людьми и научиться ценить других женщин. Она может поработать в группе над развитием своей взрослой части и научиться соединять свою интуитивную способность с Взрослой стратегией.

Кроме того, ей необходимо понять, что ее потребности и желания — такие же, как у других, и что удовлетворить их легче в сотрудничестве с другими. Ей необходимо научиться проверять свои подозрения реальностью в диалоге с другими людьми. Когда она почувствует себя с людьми безопасно и спокойно, она сможет научиться осознавать свои желания и конструктивно реализовывать их в сотрудничестве с другими.

<<Предыдущий персонаж: Алевтина – Полная женщина

>>Следующий персонаж: Александра – Сильная женщина

comments powered by HyperComments
Like this post? Please share to your friends: