Эту героиню в нашем спектакле зовут Мусечка
Жизненный план. Она проводит жизнь в роли Жертвы, которая ждет своего Спасителя. Ее родители делали за нее все, потому что она девочка (а девочки считаются беспомощными), и тем самым подорвали ее уверенность сделали ее абсолютно зависимой и полностью подконтрольной им.
Сперва она борется с этим, но со временем отказывается от борьбы и сдается. Она решает, что родители были правы и что она действительно беспомощна. Она выходит замуж за выдающегося человека, часто — за своего психиатра, который играет роль Папочки — Спасителя маленькой беспомощной девочки.
Она не получает поглаживаний за то, что чувствует себя хорошо и постоянно находится в депрессивной позиции, потому что ей дают поглаживания, только когда ей плохо. Поэтому поглаживания, которые она получает, отдают горечью и оказываются малопитательными.
Она переживает состояние близости, когда она сама играет роль Ребенка, а окружающие находятся в роли Родителей, но очень редко участвует в равных близких отношениях. Так как у нее есть разрешение вести себя по-детски, она бывает по-детски спонтанной и по-детски беспомощной, а кроме того, умеет изобретательно «сходить с ума». Родители научили ее тому, что легче получить желаемое от других людей, если пожаловаться им на свои несчастья, поэтому она делает все, чтобы поддерживать образ Жертвы.
Она проводит много времени, жалуясь на свои несчастья и пытаясь спровоцировать окружающих помочь ей. Она сохраняет убежденность в том, что является Жертвой, раз за разом провоцируя других делать для нее то, чего они вовсе не хотели делать, после чего они преследуют ее (выражая свое раздражение). Ее муж получает поглаживания за то, что играет роль Доброго Папы беспомощной дочки, сексуальные поглаживания как знак восхищения им и, наконец, поглаживания в качестве мужа-мученика, когда она окончательно потеряет голову. Она сопротивляется спасению, сходя с ума, устраивая мужу публичные сцены и вызывая у окружающих сомнение в его компетентности и как мужа, и как терапевта.
Она заканчивает полной неспособностью адекватно функционировать и оказывается либо в зависимости от мужчины, который тиранит ее, либо в психиатрической клинике.
Контрсценарий. Этот сценарий выглядит отлично, когда она только что вышла замуж за своего Сэра Галахэпа и он так чудесно заботится о ней, что возникает иллюзия, будто она нашла свое счастье.
Запреты и предписания:
- не взрослей;
- делай то, что говорят родители;
- не думай.
Решение. Еще маленькой, когда ее принуждают не слушать свои чувства и свое мнение, она решает, что родители лучше знают, что ей нужно.
Мифическая героиня. В детстве она любила читать сказки «Золушка» и «Сиротка Энни».
Телесный компонент. У нее слабые мышцы и нарушенная координация движений, чаще всего широко открытые глаза и удивленное или грустное выражение лица.
Игры:
Подумайте, какой ужас. нажмите, чтобы прочитать описание
ТезисМы выделяем здесь четыре основные формы: три времяпрепровождения – для родителей, для взрослых, для детей – и игру. Во времяпрепровождениях нет развязки и выигрыша, зато возникают недостойные чувства. 1. Времяпрепровождение. “Hынешние” представляет собой компанию Родителей, отличающихся самодовольством, сознанием собственной правоты и даже злонамеренным стремлением покарать всех, кто живет не по их правилам. С социологической точки зрения такое использование своего времени типично для определенной категории пожилых женщин, обладающих небольшим, по независимым источником дохода. Одна из таких женщин, например, прекратила ходить в психотерапевтическую группу после того, как ее первый ход был встречен молчанием окружающих, а не возбужденными одобрительными возгласами, к которым она привыкла в своем социальном кругу. Члены этой группы, умудренные анализом игр, продемонстрировали отсутствие “чувства локтя” по отношению к этой женщине. Особенно это было заметно, когда все промолчали на замечание миссис Уайт “Кстати, о доверии к людям… Сейчас никому нельзя доверять. И это неудивительно. Я являюсь домовладелицей. Hедавно заглянула в ящик стола одного из моих жильцов, и вы не поверите, что я там обнаружила…” Она знала ответы на все острые социальные вопросы: юношеской преступности (нынешние родители слишком снисходительны), разводов (нынешним женам делать нечего), роста преступности (в наши дни чересчур часто в районах для белых стали проживать иностранцы), роста цен (нынешние бизнесмены слишком много хотят урвать). Она дала понять, что сама отнюдь не снисходительна к своему непутевому сыну и к преступникам-жильцам. Времяпрепровождение “Hынешние” отличается от обычных сплетен девизом: “Hеудивительно”. Первый ход может в обоих случаях быть одинаковым: “Говорят…” Когда это времяпрепровождение осуществляется не ради сплетни, то в нем может быть направление, завершение, нередко предлагается и “объяснение”. А обычные сплетни чаще всего пересказывают в компании, перескакивая с одного сюжета на другой, и в конце концов теряют нить. 2. “Рана” принадлежит к числу более доброжелательных Взрослых времяпрепровождении. Девиз: “Какая жалость!”, хотя его скрытые мотивы столь же непривлекательны. Здесь непременно речь идет о болезнях, о крови, о страшных случаях. Компания представляет собой как бы импровизированный медицинский коллоквиум. Любой его участник вправе сделать сообщение о каком-либо медицинском происшествии, и чем оно ужаснее, тем лучше. Все детали жадно обсуждаются. Типичные темы: разбитое в кровь лицо, полостная операция, трудные роды и т.п. Это времяпрепровождение отличается от обычных сплетен тем, что каждый стремится превзойти других рассказчиков и обнаружить большую медицинскую компетентность. Собеседники систематически обсуждают патологическую анатомию, диагнозы, прогнозы и сравнивают различные истории болезней В обычных сплетнях благоприятный прогноз может приветствоваться, но в этом времяпрепровождении постоянная демонстрация оптимистического взгляда (если только его неискренность не бросается в глаза) может в конце концов привести к изгнанию участника, который играет не по правилам. 3. К времяпрепровождениям для Ребенка относятся “Перекур” и “Чаепитие” (на работе). Их девиз “Что хотят, то и делают”. Это вариант для учреждения. Вечером он может превращаться во времяпрепровождение “За стойкой бара”, состоящее в поверхностном обсуждении экономических или политических вопросов. Здесь обычно фигурирует некий персонаж со смутными очертаниями, держащий в своих руках все козыри, который зовется “они”. 4. Игра “Подумайте, какой ужас!” достигает наиболее драматического выражения у людей, во что бы то ни стало стремящихся прооперироваться. Их трансакции позволяют выделить основные признаки игры. Эти люди “покупают” докторов и активно стремятся к операции, даже несмотря на сильное противодействие врачей. Положение хирургического больного (госпитализация и операция) само сулит ему “вознаграждение”. Оперированное тело служит для него источником внутреннего психологического “вознаграждения”. Внешнее психологическое “вознаграждение” возникает у таких людей в результате отказа от близости, от всякой ответственности – они полностью подчиняются хирургу. Забота медсестер олицетворяет биологическое “вознаграждение”. Медперсонал (врачи, сестры), окружающие больные обеспечивают внутреннее социальное “вознаграждение”. После выписки из больницы пациент получает внешнее социальное “вознаграждение”, вызывая у окружающих сочувствие и благоговение перед его страданиями. В эту игру в ее крайнем проявлении весьма профессионально играют люди, ложно или искренне утверждающие, что они являются жертвой врачебной ошибки. Они могут зарабатывать себе на жизнь тем, что намеренно приводят себя в недееспособное состояние или не сопротивляются такой возможности. После этого, в отличие от любителей, они требуют не только сочувствия, но и возмещения ущерба. Следовательно, “Подумайте, какой ужас!” становится игрой в том случае, когда на словах игрок испытывает отчаяние, а в глубине души ликует, предвидя, сколько удовольствия он сможет извлечь из своего несчастья.
Дурочка. нажмите, чтобы прочитать описание
Женский вариант игры Дурачок. Тезис. Тезис «Дурачка» в его мягкой форме таков: «Я смеюсь вместе с вами над собственной неловкостью и глупостью». Но люди с серьезными расстройствами могут разыгрывать эту игру угрюмо: «Я глуп, так уж я устроен, так помоги же мне». Обе формы разыгрываются с депрессивной позиции. «Дурачка» следует отличать от «Шлемиля», где позиция более агрессивна, а неловкость является заявкой на прощение. Его следует также отличать от «Клоуна», который является не игрой, а развлечением, укрепляющим позицию: «Я милый и безобидный». Критическое действие в «Дурачке» состоит для Уайта в том, чтобы заставить Блэка назвать его глупым или реагировать так, как если бы он был глуп. Для этого Уайт ведет себя как Шлемиль, но не просит прощения; напротив, прощение ему неприятно, поскольку ставит под угрозу его позицию. Или же он ведет себя как клоун, но без всякого намека, что он дурачится; он хочет, чтобы его поведение принималось всерьез, как доказательство подлинной глупости. Это дает значительный выигрыш: чем меньше Уайт учится, тем больше эффективность его игры. Таким образом, в школе ему не приходится учиться, а на работе незачем особенно стараться, раз он не добивается продвижения по службе. Еще с детства он знает из опыта, что пока он дурачок, все будут им довольны, что бы они там ни говорили. И вдруг, к удивлению людей, в случае стресса оказывается, что он вовсе не глуп: стоит ему только захотеть, он находит выход из положения, так что он не более глуп, чем «глупый» младший сын в волшебных сказках. Антитезис. Антитезис к легкой форме очень прост. Не играя, не смеясь над неуклюжестью и не браня за глупость, игрок в анти-«Дурачка» тем самым приобретает себе друга на всю жизнь. Одна из тонкостей здесь состоит в том, что игра часто разыгрывается циклотимиками, или маниакально-депрессивными личностями. Когда такой человек находится в эйфории, можно подумать, что ему и в самом деле хочется, чтобы его товарищи присоединились к его насмешкам над самим собой. Часто от этого трудно удержаться, так как «Дурачок», по-видимому, обижается на отказ – в некотором смысле он и в самом деле обижается, поскольку ставится под угрозу его позиция и портится игра. Но когда наступает депрессия, при которой выходит наружу его обида на тех, кто смеялся вместе с ним или над ним, тогда и обнаруживается, что воздерживавшийся от смеха действовал правильно. Может случиться, что в состоянии замкнутости пациент только его может выносить и только с ним хочет говорить, а прежних «друзей», получавших удовольствие от игры, теперь считает врагами.
«Сделай для меня что-нибудь».
Роль терапевта, предусмотренная сценарием. Он играет роль Спасителя, и, когда она срывается после краткого периода прогресса, он превращается в Преследователя, говорит, что она не хочет лечиться, и ставит ей диагноз «шизофрения».
Антитезис. Она отказывается от легкого пути, то есть от поведения Жертвы и от игры «Сделай для меня что-нибудь». Она решает, что ей пора вырасти, начинает развивать своего Взрослого и заботиться о себе сама. Она начинает принимать поглаживания за взрослое, ответственное поведение, за проявление силы и отказывается принимать поглаживания за исполнение роли Жертвы. Она перестает получать удовольствие от увечного, депрессивного Я-образа. Она осознает, насколько ее ограничивает роль Жертвы, и потому принимает решение выполнять самой по крайней мере пятьдесят процентов необходимой работы по спасению в том случае, когда ей действительно требуется помощь. Она получает власть над своей жизнью. Она работает со своим телом, чтобы разблокировать свою энергию, и обучается каратэ, чтобы чувствовать себя безопасно на улице.
<<Предыдущий персонаж: Анфиса – Женщина за спиной мужчины
>>Следующий персонаж: Алла – Непривлекательная красавица
comments powered by HyperComments